Главная / Блог / Статьи / Игры как инструмент пропаганды

Игры как инструмент пропаганды

Инструментов влияния и воздействия на людей существует великое множество. Именно тот, кто может править умами людей, способен контролировать всё вокруг, именно тот будет иметь максимум власти. И по каким только каналам не производилась пропаганда различного рода, правда, с разной степенью эффективности. Но, в любом случае, традиционно был ряд сфер, свободных от неё. Это сферы, которые приближены к развлечениям, а не к серьёзной умственной деятельности, как, например, просмотр и последующий анализ новостей, чтение газет и так далее. Это, в частности, игры. Ведь никто не ожидает, что, решив купить Playstation Network card, он окажется в центре пропаганды, в центре агитации его за или же против чего-нибудь. Но именно так зачастую и происходит.

Как это бывает?

Примеров есть множество, причём иногда они очень заметные, иногда же нет. Примером, что нашумел за последние годы, может послужит серия шутеров CoD, выпускаемая EA Games. Ведь, страшно подумать, 55 миллионов копий игры разошлись по всему миру. Почти что каждый, кто решил купить Xbox gold, хотя бы немного играл в эту игру. Но там были моменты, которые были крайне спорными. Например, если брать миссию No Russian, то в ней игроку доводилось, по сути, истреблять мирных жителей российского происхождения наряду с оперативниками ФСБ. Было очень много шума по этому вопросу, но всё не ограничивалось лишь инцидентом с русскими. Многие страны заявили, что все, кто показан не относящимися к США в данной игре, являются сравнительно неразвитыми в сравнении с бравыми американцами. Вот такой патриотизм.

Навязанные стереотипы

Конечно, нельзя судить лишь по одной игре. Часто пропаганда случается в стратегиях. В то время, как кто-то жаждет приобрести золото World of Tanks, другие играют в другую забаву не без танков – Red Alert, где российская сторона показана в очень нелицеприятном свете. Но эту игру ещё можно назвать исключением хотя бы ввиду того, что она носит явно юмористический уклон. А вот, допустим, в, казалось бы, нейтральной игре Civilization IX РФ представлена как рабовладельческое полицейское общество. В GTA IV ещё неслабо прошлись по сербам, которых нет среди образованных людей, но исключительно много среди преступных группировок.

Конечно, бывают и другие примеры, где пропаганда является более столь очевидной. Примером могут послужить игры, относящиеся к серии Molleindustria, которых объединяет острая социальная подоплека, лежащая в их основе. Тематики тут различные, от симулятора МакДональдса до игры про сокрытие педофилии священников, от игры про захват Ирака с целью получения нефти до пропаганды против Буша. Есть множество примеров игр, содержащих в том или ином виде пропагандистские нотки, потому так важно выделять именно ту информацию, которая вам нужна, не поддаваясь на навязываемые стереотипы. И, конечно же, играть в первую очередь ради удовольствия, а не ради острого социально-политического комментария, который вы можете получить и из других источников.

25.06.2013