Бесспорно, значимая часть успеха современных игр зависит от качества мультиплеерного режима в них. В настоящее время сложно даже представить, что кто-то, например, купил PS3, но не позаботился о том, чтобы купить PSN Card. Ну а уж какое значимое количество проектов имеет сугубо онлайновую природу. Крупных оффлайновых релизов вообще в принципе выходит не так много, потому что выпускать игру без сетевой составляющей – это тоже определённый риск. Так что в той или иной форме мультиплеер присутствует. Часто он может быть довольно неординарным, как в том же Minecraft. Но вот только интересно разобраться, с чего же начиналась эпоха мультиплеера? Что лежало в основе? Пойдём по порядку.
В начале, когда ещё не было возможности купить Xbox points и насладиться современным мультиплеером, появился Tennis for two, вариация которого стала позднее известна как Pong. Появился он давно, ещё в 1958 году, разработан он был учёными. На осциллографе была изображена очень условная теннисная сетка, а кружок, символизирующий мяч, перелетал с одной стороны на другую. Просто, зато это по праву можно считать первой игрой, в которую могли играть двое.
Дальше прогресс продвинулся в 1979 году, когда двое английских студентов создали MUD (что расшифровывается как «Многопользовательское подземелье», теперь это название целого поджанра). Это была первая в мире игра многопользовательского типа, а не просто для двух игроков. Она была полностью текстовой, все необходимые команды приходилось вводить вручную, но это было крайне увлекательно, если у вас было в достаточной степени развитое воображение. Впрочем, почему было? Такие игры популярны и по сей день, пусть и в очень узких кругах.
Прорыв очередного рода произошёл в 1983 году, когда сеть ARPANET перешла на протокол TCP/IP, что дало возможность ещё больше развивать онлайновый жанр. Уже в 1985 году появилась первая коммерческая игра, Island of Kesmai, которая также была выполнена в жанре MUD, но имела псевдографику. Там были многие компоненты современных многопользовательских игр, включая полностью открытый игровой мир. Правда, абонентская плата была внушительные двенадцать долларов в час. В настоящее время если зайти, скажем, в магазин iTunes, то на эти деньги можно приобрести немало всего, а тут всё тратили за час. Но спрос был.
Дальше всё шло лишь по нарастающей. В частности, в 1991 году вышла первая полостью графическая MMORPG, именуемая Neverwinter Nights, затем в 1995 году был открыт первый интернет-чат, что не могло косвенно не повлиять на игры и развитие общения в них. Ну а в 1996 году вышла первая MMORPG, которая была по-настоящему успешной. Это была Ultima Online, Затем последовала, пару лет спустя, первая трёхмерная игра подобного типа, EverQuest, ну и почти тогда же вышла модификация для игры Half-Life, которая, без малого, популяризовала в принципе поджанр сетевых игр, сделав его популярным, как никогда ранее. Ну а остальное, как говорится, это уже история.