Главная / Блог / Статьи / Что такое «Игровой движок»?

Что такое «Игровой движок»?

Есть множество критериев, по которым мы выбираем себе игру для приобретения. И многие из них просты и понятны. Потому, читая рецензии на игры, мы обращаем внимание на те аспекты, что интересны нам – например, на разнообразие геймплея, на интересный сюжет и т.д. Затем, зайдя на сервис PlayStation Plus или в иной, в зависимости от используемой нами платформы, мы уже знаем, что стоит выбирать, а что нет. Но есть термины в рецензиях, что оставляют многих их нас как минимум озадаченными. Например «игровой движок». Что это такое? Даже если на интуитивном уровне мы понимаем, что это, не всегда можно раскрыть это понятие с должной уверенностью. Так что давайте попробуем разобраться.

Общее определение

Если говорить просто, то движок – это комплекс программ и технологий, на основе которых разрабатывается игра. Конечно, теоретически можно сделать игру и с нуля, но в современных условиях, когда игры стали столь крупными и масштабными, гораздо удобнее, когда есть какой-то готовый инструментарий. В состав движка входит всё, что позволит создать каждый их игровых компонентов. Например, визуализатор графики, физический движок, компоненты для работы с аудио, компоненты для создания «скриптов», средства для создания искусственного интеллекта, графики и много другого. То есть движок содержит набор инструментов и заготовок, и чем их больше, чем они продуманнее и разнообразнее, тем интереснее и насыщеннее выйдет, непосредственно, игра. И это мы ещё не касаемся чисто технических аспектов, как, например, возможность мультиплатформенного использования движка, ведь те, кто купил карту активации PlayStation Network и те, кто приобретает игру на домашний компьютер, имеют принципиально разные игровые платформы, и создатели движков должны это учитывать. Звучит внушительно? Так оно и есть. Потому хороших движков не так уж много, а те, что есть порой используются буквально в десятках игр.

Популярные примеры

Рассмотрим популярные примеры крупных и популярных движков.

  • CryEngine 1, 2 и 3. Серия движков CryEngine разработана немецкой компанией Crytek. Она быстро получила заслуженную популярность и приобрела широкое использование. Впервые прообраз первого движка из этой серии был продемонстрирован в 2000 году, он сразу же произвёл большой фурор, а потому было решено разрабатывать первый шутер на основе данной технологии, шутер, что получил наименование Far Cry. Особенностью CryEngine была возможность прорисовывать крупные детализированные бесшовные открытые пространства, а также поддержка инверсной кинематики, интерактивной музыки и так далее. Вторая версия движка, презентированная игрой Crysis, содержала новые возможности по созданию реалистичной физики, реалистичные светотени и тому подобное. В третьей версии появилось попиксельное освещение, анимированные текстуры и многое другое. Кроме того, движок стал мультиплатформенным, а это значит, что не только обладатели PC, но и владельцы консолей, знающие, как оплатить Xbox Live или, скажем, PSN, могут обзавестись играми на данном движке.
  • RAGE. Разработка компании Rockstar. Неудивительно, что именно на данной платформе были созданы такие блокбастеры, как GTA 4 или Max Payne 3. Особенностями является продвинутая технология процедурной анимации, а также возможность обработки внушительных игровых пространств.

  • id Tech 4. Детище культовой компании id, основа для не менее культовых игр, таких, как Doom 3, Quake 4 и т.д. Отличительными чертами являлось прогрессивное попиксельное освещение, а также так называемые «мегатекстуры».

Разумеется, движков существует великое множество и это лишь малая их часть. Но, каким бы ни был движок, он является важнейшим условием создания современной качественной игры.

18.03.2013