Главная / Блог / Статьи / Игра, как искусство

Игра, как искусство

Что мы, как правило, думаем, когда читаем обзор игры Air Conflicts Pacific Carriers, или аналогичного продукта? О геймплее, об увлекательности и так далее. Но вряд ли мы задумываемся о неком духовном насыщении, что эта игра может нам дать. Потому и ходит расхожее мнение, что игры искусством не являются, в отличие от книг, кинокартин и так далее. Конечно, в этом есть рациональное зерно, но всё же истина не столь поверхностна, как кажется на первый взор.

Назначение

Часто к играм предъявляют претензии, дескать, там мало жизненного, мало того, что присутствует в нашей повседневности. Но только люди не задумываются, насколько оно нужно в реальности. Ведь если бы в играх, допустим, присутствовала возможность посещать проктолога или вытираться полотенцем после выхода воды – что это дало? Ведь подобные вещи должны не слепо копировать реальность, а дополнять её и где надо, приукрашать. Разве не такая же функция у искусства? И разве цена Far Cry 3 The Lost Expedition Edition или аналогичной вещи не для того уплачивается, чтобы была возможность этакого эскапизма, бегства от реальности? Даже Аристотель утверждал, что основная роль искусства во времяпрепровождении за ним, так что вновь прямое сходство налицо.

Сюжет

Другая распространённая претензия, направленная в пользу книг и кинофильмов – это сюжетная составляющая. Но, бесспорно, не стоит забывать и о назначении сюжета. Ведь видеоигры для того имеют сценарий, чтобы обосновывать цель и происходящее, обосновывать визуальное воплощение – и тут, скорее, лучше сравнить не с книгами, а с кинематографом. Но есть у игр и бесспорный плюс – вовлеченность геймера в процесс. Да и возможности тут гораздо большие для рассказывания истории, потому что в два часа фильма много не уложишь, а игра может длиться десятками часов.

Независимость

В любом искусстве существуют не только массовые направления, но и те, которые стремятся абстрагироваться от большинства аналогов, показать свою уникальность, выделиться. Примером может служить, например, арт-хаус. Подобное, конечно, существует, хоть и в иной форме, в игровой индустрии. К нему относятся так называемые инди-релизы. Конечно, мы не говорим о продуктах, склепанных на коленке, отметив лишь, что подобное бывает и в кинематографе. Но общий уровень игр и кинофильмов в независимом секторе разительным образом отличается. Ведь если вторые часто ориентированы на очень узкий круг людей, а порой и несмотрибельны вообще, среди первых попадаются достойные вещи. Конечно, нельзя обобщать, но такие продукты как Minecraft, World of Goo и прочие пошли в массы. А пошёл ли в массы арт-хаус? Вряд ли можно вспомнить столько же примеров.

Подводя итог, можно сказать, что с определённой точки зрения игры также можно считать искусством, потому что все определённые признаки, отличающие искусство, у них присутствуют. Кроме того мы не упомянули такие важные вещи, как, например, визуальную или музыкальную составляющую. Так что, читая обзор игры Tom Clancys Ghost Recon Future Soldier или аналогичного продукта, не смотрите на него столь предвзято – даже в подобных релизах есть что-то от высших материй.

09.05.2013