Каждый год происходит примерно одно и то же – мобильные производители обновляют свои модельные ряды, причём достаточно предсказуемо. Например, осенью мы увидим новый флагман от компании Samsung, который получит наименование S5. Затем осенью пройдёт очередная презентация от Apple, и все вновь будут задаваться вопросами, где купить подарочную карту iTunes, и где найти шестой «айфон» в продаже. Обновления моделей происходят каждый год, да вот только это не очень позитивно сказывается на общей картине, которая сейчас разворачивается в мире.
В прошлом году по России было отмечено, что продажи телефонов начали убывать. Подобная ситуация в последний раз была в 2009 году, когда сильно сказался кризис. Теперь же чуть возросли продажи более дорогих телефонов, но это всё равно не изменила среднюю статистику – выручка у ритейлеров падает в очень даже большой степени. И так происходит не только в России – другие страны выдают приблизительно такие же показатели. Продажи падают и у гигантов рынка что уж говорить про компании поменьше, которые ещё в большей степени увеличили своё отставание.
Надо отметить, что снижение темпов роста и последующее падение продаж наблюдается как в развитых, так и в развивающихся странах – показатели у них в значительной степени являются схожими. Это относится ко всем мобильным устройствам, кроме планшетов, которые пока что, напротив, наращивают масштабы и темпы продаж. Почти все что компании понижают прогнозируемые уровни продаж – даже лидеры рынка, которые до этого активно росли. И правда, люди скорее предпочтут лишний раз пополнить Водафоне онлайн, чем купить менее интересный для них телефон.
В чём же причины проблемы? Всё очень просто. На рынок не выходит ничего особенно интересного, никаких кардинальных инноваций – одно и то же раз от раза. Происходит снижение цены, но это мало может подогреть интерес у потребителя, уже имеющего смартфон. Практического толка менять телефон регулярно нет – зачем делать это каждый год просто потому, что этого жаждут от вас крупные бренды? А эти бренды, хотя и заинтересованы в постоянном круговороте из продукции, но ничего особо нового предложить не могут. Потому и покупатель ведёт себя всё более и более пассивно, предпочитая лишний раз пополнить Киевстар за webmoney, а не отложить деньги на телефон, который не даст ему ровным счётом ничего особенно нового.
Ведь дело вовсе не в том, какое железо, а в том, какие возможности оно предоставляет. Казалось бы, тогда надо привязывать покупателя к приложениям и сервисам? Этот подход также не всегда оправдывается. Рассмотрим два примера, когда подобное было достигнуто – Blackberry и Apple. Первая компания потеряла большую долю рынка, превратившись в нишевый продукт. Вторая, казалось бы, смогла достигнуть успеха, но во многом это не так. Надо копнуть глубже. Выручка от продаж приложений в AppStore растёт, это факт. Но дело тут немного в другом.
Если взять как аналогию киноиндустрию, то люди стали реже ходить в кино, но из-за удорожания роста билетов и увеличения количества фильмов прибыли киноиндустрии постоянно растут. Ничем не отличается ситуация и у магазина приложений. Приложений становится больше, цены становятся выше – но вот только доля бесплатных приложений будет расти день ото дня, достигнув через несколько лет чуть ли не 95% от общего количества. Потому люди будут приобретать смартфоны, но не платить за ПО, предпочитая потерпеть рекламу. Выходит, что и программы вкупе с сервисами не представляют такой уж источник доходов.
Каким же путём пойдут компании? Они постараются с разным успехом пойти инновационным путём, производя носимые гаджеты умные часы, очки и так далее. Ведь сейчас это единственный реальный выход. А для потребителя всё это должно оставаться за кадром. Он должен думать лично для себя, когда же ему менять свой телефон, если его всё устраивает, то зачем поддаваться на маркетинговые уловки? Надо, чтобы покупка была выгодной и доставляла удовольствие. Ну а как с подобной ситуацией смогут справиться крупнейшие мировые производители – это нам сможет показать только лишь время. В любом случае в выигрыше в итоге окажется потребитель.